Благочинный храмов Мценского округа протоиерей Владимир Герченов рассказал о своих педагогах

Рождение – дело непростое и всегда секретное, мистическое, до конца необъяснимое. Рождений много бывает. Первое, самое тайно-таинственное из всех засекреченных, – это когда из небытия, из ничего, из каких-то двух малозаметных биологий на клеточном уровне появляется микроскопический живой организм и сразу же в нем, малюсеньком, – огромная человеческая Личность-душа, со всей безграничной генетикой неисчислимых поколений, характером и абсолютной индивидуальностью, и, несмотря на багаж наследственности, – все же полностью автономной индивидуальностью и неповторимостью.

Это сразу становится заметным во время следующего рождения – рождения маленького человечка в этот огромный человеческий мир, которое мы потом ежегодно празднуем и дату которого отмечаем как наш календарный день рождения. Тут уж сразу у каждого малыша виден и свой собственный характер, и многое другое, то, что и характеризует Человека именно как единственную и неповторимую Личность.
А потом идут периоды развития, становления и формирования Личности. Многие духовные и душевные рождения, новые страницы, этапы, планеты, космосы и целые вселенные у каждой – единственной и неповторимой человеческой жизни.
Многое и многие влияют на это развитие, и огромное место – и в самом первом осознаваемом периоде логических мировоззренческих закономерностей, и в последующие, все более и более взрослые нагромождения знаний, выводов, систем отношений и прочих опытов и познаний – занимают, помимо, конечно, непревзойденных родителей и прародителей, педагоги: воспитатели и учителя, наставники и преподаватели, тренеры и командиры. 
Одним словом – Учителя.
Вот о них мне и хочется сегодня поговорить с вами, дорогие мои читатели, дорогие мои понимающие и добрые друзья.
Я буду рассказывать, конечно, о конкретных людях, но намеренно не буду называть их имена и фамилии, и пусть каждый из нас легко узнает в них именно своих учителей, их черты, характеры и лица. Давайте вместе, добрыми словами и чувствами повспоминаем наших учителей и воспитателей, и повспоминаем и самих себя тогдашних, и подумаем о том, что не зря все-таки они старались каждый на своем этапе – в рождении и становлении наших личностей и характеров.
Пусть и учителя наши, прочитав эти строки, узнают в них себя, повспоминают свой нелегкий, но самый благородный труд и порадуются тому, что труд их не пропал, а принес достойный плод.
Итак, начнем!
Родиться в этот чудный мир мне пришлось далеко не в Мценске, а даже очень далеко от Мценска, да в ту пору, когда без детских садиков было ну просто никуда. И я прекрасно помню первые впечатления от заводского садика в бакинском сумгаитском поселке, просторный светлый зал с кроватками и комнатку с несколькими звонкими эмалированными горшками, беседки во дворе и двух добрых, заботливых теть, которых по малолетству даже в образе не помню, но помню, что были они, наверное, добрыми и горшками сердито не гремели.
А в другом, полковом садике, в который меня позже перевели по ведомственной принадлежности родителей, я уже запомнил воспитательницу. Настоящую, живую. Не образ, а личность.
Из всего садика – ее одну. Нет, ну конечно, и одногруппников своих помню, которые потом почти все стали одноклассниками, но вот из взрослых, из воспитателей, – ее одну.
Ее лицо. Ее улыбку. Ее внимание. Ее заботу. Как она не просто останавливалась во времени и пространстве с каждым из нас, а останавливала всю планету, чтобы ответить на все вопросы и решить прямо тут и сейчас – любую ситуацию.
Почему всю планету? А потому, что если хоть одному малышу на планете плохо или что-то непонятно, остановился малыш в раздумьях, или недоумениях, или трудностях каких-то, то для него, малыша, весь мир, вся планета застывают, останавливаются. Жизнь для малыша не то что дальше, а вот прямо тут и сейчас – непонятна, загадочна и даже опасна и страшна. 
И он, этот единственный и каждый отдельно взятый малыш, для планеты важен и значителен, и нет ей дальше никакого ходу, пока малыш снова не улыбнется и в его маленьком, но огромном сердечке снова не воцарится  счастье.
И вот только потом отремонтированная планета легко заводилась, снималась с тормозов и продолжала свой полет по галактике и вращение вокруг своей оси, но уже со счастливым и обновленным новой реальностью ребенком, которому все в жизни стало понятно, приятно и безгранично интересно. 
Вот эта воспитательница и была такой – настоящей, полноценно проживающей с нами, малышами, каждую нашу жизнь, успевая ко всем и каждому, и на всех ее хватало.
Чему-то нас там, в садиках, еще, конечно, и учили – игры, рисунки, поделки из цветной бумаги, детские праздники и многое другое, это в памяти все есть – веселой шальной каруселью. Но вот весь такой знаменатель, то главное, что помнится оттуда, – этот человек. Воспитатель. Учитель. Ее лицо. Ее улыбка. Ее огромная душа. И внутренняя связь с ней, связь, которая не рвется до сих пор, а только крепнет в моих мировоззренческих идеалах.
Я не знаю, как сложилась ее дальнейшая судьба, – когда мы уехали в Заполярье, родители еще какое-то время переписывались с ней, а меня в то время захватили уже совсем другие планеты и миры.

Продолжение следует.
 

27 Февраля 2024 00:00
loading...

См. также

Новости ВРФ