Мценский педагог Людмила Ефремова рассказала о своем профессиональном пути

О призвании учителя, современной школе, любви к литературе и путешествиям – в беседе корреспондента «МК» с учителем русского языка и литературы школы № 1 города Мценска Людмилой Ефремовой.

- Людмила Юрьевна, как начался ваш путь и почему вы выбрали профессию учителя?
- Я пошла по стопам своего любимого педагога – учителя русского языка и литературы Тамары Федоровны Болондзь. Она преподавала в школе № 6 города Мценска, где я училась. Это замечательная женщина, учитель с большой буквы. Для меня и по сей день Тамара Федоровна – идеал учителя. И строгая, и добрая, и веселая, и серьезная. Она могла поговорить с нами о жизни, о литературе, о ценностях – обо всем на свете. Устраивала вместе с нами потрясающе интересные литературные праздники. Все ее выпускники, благодаря ее подходу к преподаванию, взрастили в себе безграничную любовь к литературе и слову. После окончания школы я поступила в Орловский государственный педагогический институт. Там нас тоже окружили невероятно талантливые педагоги, любившие свое дело. Куратором нашей группы была Людмила Андреевна Зюганова. Наш выпуск состоял из 58 человек, 40 из которых до сих пор преподают в школах и до сих пор постоянно общаются и встречаются. Студенчество в моей памяти – это яркие, необычайно активные годы. Я человек комсомольской закалки, прошла школу комсомольского актива, где нас учили так: «Комсомолец должен уметь делать все». Именно в это время сформировался девиз, с которым я продолжаю идти по жизни и сейчас: «Ты должен быть лучшим, ты должен быть всегда впереди». В 1986 году после окончания вуза я пришла в родную школу уже в качестве учителя. В 1997 году начала работать в лицее № 5 города Мценска, где трудилась 25 лет бок о бок с настоящими мастерами своего дела под руководством директора Нины Васильевны Горячевой. Мое становление как учителя произошло именно в стенах лицея. Сейчас я работаю в школе № 1.

- Изменились ли школьники и школа за годы вашей работы?
- Конечно, все меняется со временем. Сейчас дети другие, более мобильные, что ли. У каждого в кармане смартфон, они что-то смотрят, читают. Отношение к русскому языку и литературе у всех разное, но зависит оно, в первую очередь, от учителя. Если у него получается «захватить» внимание ребенка, заинтересовать его какой-то книгой, автором, погружением в текст, то ребенок будет читать с удовольствием. Но нужно понимать: не все дети до конца осознают значимости языка, это приходит с возрастом. 
Изменилась и сама школа. Учителя идут в ногу со временем, применяют на уроках современное оборудование. На уроках литературы я часто использую визуализацию. Это в том числе способствует росту интереса детей, ведь им проще воспринимать любую информацию, когда она представлена ярко, визуально, интересно. Я готовлю для своих учеников презентации, видеосюжеты, подбираю музыку. Но, к сожалению, это не всегда удается, ведь сейчас школы встречаются с трудностями и в материальном, и в техническом плане – из-за недостатка оборудования. С другой стороны, нужно помнить: новые формы уроков есть, но нельзя забывать и про традиционную подачу информации. Только в совокупности эти подходы дают очень хорошие результаты в обучении. 

- Что, на ваш взгляд, особенно важно при изучении родного языка и литературы?
- Самое главное, что должен уметь ребенок, – это работать с текстом, анализировать написанное. У меня много выпускников, которые звонят, пишут или при личной встрече говорят мне спасибо за то, что я привила им любовь к литературе, научила их не просто читать, а понимать, вслушиваться в слово. Умение правильно понимать текст приводит к тому, что ребенок выходит на новый уровень осознания не только текста, но и себя самого. Например, мы обсуждаем повесть Льва Толстого «Детство», и я задаю вопрос детям: «Каким вы видите главного героя повести?», они отвечают: «Его любят родители». Это не что иное, как ответ самому себе – и меня любят родители, любят, несмотря на шалости, плохое поведение, ошибки. Любят, несмотря ни на что и вопреки всему. Я детям всегда говорю: «Родители – люди, к которым вы должны идти с любой проблемой. Они любят вас любыми!»

- Какими достижениями вы гордитесь?
- Из недавнего – участие во Всероссийском конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы», по результатам которого я вошла в двадцатку. Он проходил в 2023 году в Карачаево-Черкесии и собрал больше 75 учителей, 35 из которых  – это учителя с родным русским языком. Невероятная атмосфера творчества, полета идей, сотрудничества! Я до сих пор нахожусь под впечатлением. В Черкесске на конкурсе я познакомилась с людьми, для которых родной язык – не просто школьный предмет, это дело всей жизни, дело, которому они посвящают себя без остатка. Это единение сердец, ума, мысли, идеи, основанное на любви к родному языку, своему народу, Родине.  Именно там я ощутила себя частью своей страны, такой огромной и многонациональной.
Горжусь я и своими учениками. В 2023 году мои ученики стали победителем городской олимпиады по русскому языку и литературе,  призером областной олимпиады по литературе,  призером конкурса «Русская словесность». Моя выпускница Мирта Харитоненкова, студентка факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского института культуры, выпустила книгу со своими рассказами. Вообще 2023 год, как и многие другие, был наполнен яркими победами, интересными открытиями и любящими литературу детьми. 

- Есть ли у вас любимые писатели, произведениями которых особенно хочется поделиться с учениками?
- Множество. Я, как учитель литературы, не мыслю себя без любимого Александра Сергеевича Пушкина и неподражаемого Владимира Маяковского, вечного Николая Васильевича Гоголя и мудрого Федора Михайловича Достоевского, удивительно жизненных Михаила Булгакова и Эриха Марии Ремарка. Из современных люблю Евгения Водолазкина. Очень сильное впечатление произвел роман «Книжный вор» Маркуса Зусака. Но в целом сложно выделить кого-то одного. Великая сила таланта писателя – это уметь видеть будущее. Писатели – это провидцы, пророки, благодаря таланту, данному богом, они смогли написать так, что мы читаем и думаем: «Это же про нас».

- Помимо чтения чем еще увлекаетесь?
- Я очень люблю выращивать цветы, увлекаюсь фотографией. Отдельная моя любовь – это театр. Я постоянно посещаю разные театры, в том числе и наши орловские, и прививаю эту любовь своим ученикам. И, конечно, путешествия. Для меня это как новая книга, когда ты открываешь для себя что-то вроде бы знакомое, но по-другому написанное. В этом году я путешествовала по Пушкинским местам – душа поет, когда ты находишься там. В прошлом году сбылась еще одна моя мечта: я путешествовала на теплоходе по Волге, по городам Золотого кольца России. А недавно я попробовала себя в рисовании. В общем, «комсомолец должен уметь делать все».
 

22 Апреля 2024 00:00
loading...

См. также

Новости ВРФ