Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2024» Анжелика Малич рассказала о том, как она восприняла свою победу

Учитель биологии школы № 4 города Мценска Анжелика Малич стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2024». О том, как она восприняла свою победу и как готовится к следующему этапу, – в интервью с корреспондентом «МК».
 

– Анжелика Владимировна, что почувствовали, узнав о победе? 
– Огромное облегчение и радость – и за себя, и за всю свою команду, и за родной город. В последний раз представитель Мценска становился победителем регионального этапа конкурса «Учитель года» в 2002 году. Когда первые счастливые эмоции отступили, я испугалась. Пришло понимание, что я буду представлять Орловскую область на России, и это очень меня тревожит. Я переживаю, как это будет проходить, волнуюсь, что что-то пойдет не так, что-то не получится, и я не смогу выступить достойно. Признаюсь, сейчас все мысли об этом.

– Вернемся к областному этапу. Как он проходил?
– Первая часть конкурса – это урок с незнакомым классом. Вторая – воспитательное мероприятие. Третья – мастер-класс перед конкурсантами. После этого этапа нас осталось шесть финалистов. Следующее испытание – это пресс-конференция с журналистами, представителями общественности, учителями. Присутствующие задают конкурсантам различные вопросы, например, о современных методиках преподавания, мечтах и целях в жизни. 

– Какие-то интересные идеи у других конкурсантов запомнились?
– Да, мне понравился мастер-класс, в котором учитель использовал различные ароматы и запахи. Они могут ассоциироваться с различными явлениями природы, литературными произведениями. Еще одна интересная задумка – использование оборудования «Точки роста» для создания детектора лжи. Дети от такого точно будут в восторге. Понравился урок учителя технологии, на котором дети работали с робототехникой. Сама я на своем уроке тоже использовала современное оборудование с искусственным интеллектом. А во время мастер-класса рассказала коллегам о работе Мценского клуба посткроссеров.

– Такие же этапы ждут вас на всероссийском конкурсе?
– Да, но мы уже не сможем выступить с теми же уроками. Будем готовить новые. Пока еще не думаю об этом. Сейчас первое – это подготовка видеоэссе, в котором нужно рассказать об особенностях образовательного процесса своего региона и конкретной школы. Хочется вложить в это все свои усилия, профессиональные качества.   

– Анжелика Владимировна, как вы считаете, почему именно вас выбрали победителем?
– Мы слышали обсуждение членов жюри, и я сделала вывод, что они много внимания уделили именно первому этапу – уроку. Мой урок оказался наиболее приближен к реальным школьным условиям, когда ты работаешь не для жюри, а для детей. Кроме того, некоторые конкурсанты сыпались на эмоциях. Участники, классные специалисты, талантливые учителя  (а я всех их считаю такими), настолько переживали, что не могли взять себя в руки. Я же могу собраться, успокоить бушующие во мне эмоции.

– Как в школе отнеслись к вашему результату?
– Очень обрадовались, хвалили, поздравляли. Но я считаю, что это не моя личная победа, над этим работала вся наша команда, весь коллектив школы № 4. Мне помогали подготавливаться к этапам, ездили со мной на конкурсные испытания. Я действительно чувствовала колоссальную поддержку от коллектива. На конкурсе мне встречались учителя, которые были одни, некоторые даже говорили, что в их школе никто и не в курсе, где они. Со мной же всегда была команда, они переживали за меня, как за себя. Я безумно им за это благодарна.

– Эта победа повлияет на вашу карьеру?
– Сложно сказать. Сейчас я не вижу себя никем, кроме как школьным учителем. Это мое место.

– Каков был ваш путь в профессию?
– Я никогда не мечтала быть учителем. У меня бабушка педагог, и она никогда не рекламировала свою работу,  не говорила, что это здорово. Наоборот, часто рассказывала о сложностях и проблемах. Впервые я задумалась о том, что мне нравится учить детей, еще в школе. Когда я училась в 10 классе, у нас был очередной день школьного самоуправления, и я в тот день была учителем биологии. Я провела шесть уроков подряд, и мне понравилось. После окончания школы я поступила в Тульский университет на специальность «биолог». По окончании устроилась на работу в школу, спустя время вернулась в родной Мценск и год работала лаборантом. Решила вновь пойти учить и оказалась в родном лицее № 5, но уже в качестве учителя. Коллектив отнесся ко мне очень хорошо, все поддерживали, подсказывали. Еще спустя год мы с мужем приняли решение попытать счастья в Москве. Там я тоже работала в школе. Москва нам не понравилась, и мы вернулись обратно. В лицей учитель биологии не требовался, и мне предложили место в школе № 4. 
 
– С какими проблемами сегодня сталкивается учитель?
– С большим объемом работы. У меня, например, по шесть уроков каждый день, а еще нужно проверить домашние задания, подготовить интересный урок. Это требует много сил и времени. Такой график и ритм работы приводит к выгоранию, и порой понимаешь,  что что-то недодаешь ученикам. Причина такого объема работы – недостаток учительских кадров. Низкие заработные платы не способствуют тому, чтобы люди стремились связать свою жизнь с профессией учителя. Еще частая проблема – в общении с родителями. Мне в этом отношении повезло – я встречаю понимающих мам и пап, с которыми легко решаются все вопросы.

– Анжелика Владимировна, как вам удается заинтересовать ребенка биологией?
– Первое – я люблю свою профессию, люблю свой предмет. Я люблю и уважаю детей. Это очень важно. Дети быстро считывают отношение к себе, и учитель должен это понимать. Второе – я вижу, что дети очень любят делать что-то руками, любят жизненные примеры. Например, многие ученики, особенно 5-8-х классов, очень радуются, когда начинается раздел анатомии. Ведь они могут изучать ее, глядя на себя, одноклассников, учителя. Вообще, учеников 5-6-х классов легко удивить, а вот чем старше, тем сложнее. Но я ищу способы заинтересовать ребят. Самое ценное для меня, когда ребенок восклицает: «Я понял!» Это для меня лучшая награда.

– Какие цели ставите себе на ближайшее время?
– Сейчас все мои мысли об одном – о конкурсе. Я не грежу, конечно, о победе, но хочу «не ударить в грязь лицом». Для меня важно уже то, что я поеду туда, прикоснусь к этому.
 

05 Июня 2024 00:00
loading...

См. также

Новости ВРФ