Татьяна Климова из Нововолковского отметила свое 100-летие

- Про мою жизнь можно снять кино – столько всего разного было, - сказала жительница Нововолковского Татьяна Егоровна Климова, недавно отметившая 100-летие. В день своего юбилея она принимала поздравления от сотрудников администрации Мценского района и Подмокринского сельского поселения, социальных служб.
 

Встречая гостей, именинница призналась, что немного волнуется.
- Я так рада вас видеть! - сказала Татьяна Егоровна. – Спасибо вам большое за внимание, за подарки. Особенно рада получить открытку от Президента России Владимира Путина. Буду хранить ее.
- Мы желаем вам здоровья, радости и семейного тепла. Спасибо вам за вашу стойкость, терпение и обаяние, за ваши натруженные руки, за все, что вы сделали в своей жизни! - обратились к виновнице торжества и.о. заместителя главы Мценского района по социальным вопросам Ольга Стамбурская, глава Подмокринского сельского поселения Александр Тюнин, директор Центра социального обслуживания населения Мценского района Ольга Калинина и заведующая отделением социальной реабилитации и активного долголетия Виктория Галкина. 
- Да, работала я много, - призналась Татьяна Егоровна. - Легкой жизни не знала. Родилась в деревне Хохловка Курской области. Родители (Анастасия Дмитриевна и Егор Павлович Афонины) были бедные, многодетные. Семерых ребятишек воспитывали – 6 девок и парня. 
В Орловскую область, в совхоз «Красный Октябрь», я переехала в 1930-м вместе с родителями, братом и сестрами. Там пошла в школу, но отучилась всего четыре года – нужно было помогать семье по хозяйству. 
В 13 лет устроилась на свинарник. На моем попечении было 20 свиноматок с поросятами. Трудилась неофициально – когда приезжала проверка, начальство меня прятало. Говорило, что слишком уж маленькая для такого труда… Как бы неприятностей не было. Ну, маленькая - не маленькая, а проработала я свинаркой до самой войны. 
Летом 1941 года отца призвали. На мне, маленьких сестренках, братишке и беременной маме осталось все хозяйство… Не знали, как справиться с навалившимися заботами. А тут еще и меня вызвали в правление. Говорят – погонишь вместе с другими девушками скот в тыл. Что делать? Враг наступает, не откажешься. Собрались, согнали стадо на 980 голов и пошли пешком до Чувашии. Больше 700 километров отшагали по грязи, осеннему бездорожью. Ночевали в полях, в хлевах, у добрых людей. 
Я все волновалась за семью, успеют ли они эвакуироваться, спастись от немцев. Потом узнала, что успели.
До Чувашии мы смогли довести только половину стада. Путь дальний, трудный - скотина болела, ноги ломала, мёрла. 

Татьяна Егоровна вспоминает, сколь долгой была дорога обратно, к семье. Пытаясь добраться до дома, девушки встречали на вокзалах военные товарняки и теплушки – спрашивали машинистов, не подвезут ли их.
– Нам везде отказывали, – развела руками Татьяна Егоровна. - Оно и понятно - куда посадить молодых девчонок? К снарядам и танкам или в вагон к солдатам? Но, слава богу, попался один машинист, у которого не было кочегаров. Принял к себе на паровоз меня и подруг – Нюру и Марусю. Мы с девчатами всю дорогу бросали уголь в топку. Тяжело было - ветрища невыносимая, чад… Но мы справлялись.
Хорошие они были, мои подруги. Особенно Маруся. Она была постарше, ей было 27. Сирота, о ней когда-то заботились мои родители. И вот она меня опекала. Никому не давала в обиду! Шутка ли – три девки в военное время, да в чужой стороне. Уснешь ночью, всякое может случиться. И случалось – были злые люди, обидеть хотели. Так Маруська коршуном за нас – и за меня, и за Нюрку. Ну и мы сами в обиду себя старались не давать. 
Так и добрались до Ельца, потом до Лутошкино Липецкой области. Там я нашла маму, стала снова помогать ей во всем. 
Мы жили у добрых людей, как и многие тогда. Ели что Бог пошлет… Помню, отроешь на брошенном поле мерзлую картошку – черную, гнилую, мягкую. Почистишь ее, как сможешь, и в ведерко. Есть яйцо – яйцо туда разобьешь, удалось молока добыть – молока туда. Замесишь «тесто», сделаешь «черепенники», и на огонь их. Потом даешь матери, сестренкам и брату, сама тоже ешь.
В 1943-м мы вернулись в «Красный Октябрь». Я с такими же молодыми девчонками пошла работать в поле. Нами командовали 4 парня (их по брони оставили). И вот один из них, Иван, меня заприметил. Я давно его знала – молодой, симпатичный. Где б я ни была, рядом ходил. Сторонкой, издали… Охранял значит. А уж если парень меня провожать соберется – что ты! Чуть ли не на пятки наступал.
Всех женихов отвадил, сам меня замуж взял. Любил меня сильно. Так любил, что никому не желаю такого. И не плохой человек ведь был, но ревновал просто безумно. Я-то никогда не была азартной на мужиков. Верная была мужу... Но любовь с ревностью – она всегда тяжелая. Женщины меня поймут… От такой любви с ума сойдешь.
Всю жизнь мы с Ваней вместе прожили. В 1960-х перебрались в Мценский район. Муж рано умер... Он на пенсии-то и не был – сгорел в 61 год от рака легких. С тех пор вдовею. Деточки наши многие тоже уже умерли… Семеро было – теперь двое осталось. Они да внуки и правнуки - моя радость. Хорошими людьми выросли.  Большая у нас семья, заботятся обо мне хорошо. 

Прощаясь, Татьяна Егоровна дала гостям напутствие:
- Живите, девочки, правильно, живите сердцем. Трудитесь! Будете работать – всегда себе кусок хлеба добудете. Любите и уважайте близких, не ехидничайте, не подставляйте ножку. 
Сколько там той жизни! Пролетит - и не заметишь. А память добрая останется. Помните об этом!

23 Января 2024 00:00
loading...

См. также

Новости ВРФ