Заместитель командира поискового отряда «Цитадель» рассказал о героях, воевавших в октябре 1941 года в небе над Мценским районом

Не так давно «МК» опубликовал материал о героическом штурмане Николае Нестерове, погибшем в октябре 1941-го в небе над Малым Думчино вместе со своими боевыми товарищами – старшим лейтенантом Иваном Конопельцевым и старшиной Трофимом Тарабанько. Этот материал – о них, а также о лучшем друге Николая, старшем лейтенанте Михаиле Радченко, учившемся вместе с ним в Челябинском авиаучилище.

Командир и коммунист
- Иван Конопельцев родился 7 августа 1908 года в деревне Ивановка Белоколодецкого района Украинской ССР, - говорит заместитель командира тульского поискового отряда «Цитадель» Владимир Тишкин. – Он был опытным летчиком, командиром звена и героического СБ-2, коммунистом. В армии - с октября 1930 года. 26 августа 1941-го в первый раз не вернулся с боевого задания (это подтверждают документы). Это означало, что Иван Конопельцев был сбит и пришел в часть своим ходом, как в фильме «В бой идут одни «старики».
К сожалению, более конкретные данные об Иване Андреевиче нам пока добыть не удалось. Мы отправляли запросы в Алтайский край, где на станции Поспелиха, ул. Советская, дом 5 жила жена героя, Клавдия Конопельцева. Из Алтайского края сообщили, что дом уже снесен и никаких документов о людях, там прописанных, не сохранилось. Что стало с родными Ивана Андреевича, пока неизвестно…

Его ждала мама
Стрелок-радист Трофим Тарабанько был родом с Брянщины. Служить в армии начал еще в 1937-м. Получил летную специальность в городе Быхове, в школе младшего летного состава. 
В родной Сытой Буде героя ждала мама, Анастасия Васильевна. Женщина получила от сына последнее письмо, датированное 15 августа 1941 года, – оно пришло из города Арзамаса, где базировалась часть Трофима.
Что стало с Анастасией Васильевной дальше, мы не знаем. Удалось получить из Сытой Буды информацию о том, что потомков у Трофима Тарабанько не осталось, но однофамильцев и дальних родственников может быть много. Что ж, надеюсь, они прочитают о нем в вашей газете и, возможно, сообщат новые факты о герое…

Друзья юности
Михаил Радченко с августа 1941 года был начальником связи 214-го штурмового авиаполка. Далее он продолжил боевой путь в должности адъютанта командира эскадрильи 175-го штурмового авиаполка и был удостоен ордена Красной звезды. 
С Николаем Нестеровым Михаил подружился еще в юности, в Челябинском авиаучилище. Именно Радченко до последних дней своей, увы, совсем недолгой жизни поддерживал семью героя, призывал не терять надежду, верить, что его друг жив, просто не может дать о себе знать.
На фронт Михаила Радченко проводила жена и дочка. Как выяснили мои коллеги из тульского отряда «Искатель», мама героя, Наталья, жила в то время в Казахстане. Сохранились воспоминания о ней – их опубликовала газета «Кустанайские новости».
Вот как описывает семью Радченко их соседка, Вера Николаевна Бурлака из казахского села Аксуат района Беимбета Майлина:
«Никого из них уж не осталось. Миша один был у родителей. Его отец погиб на войне, а в 1944-м пропал и Миша. Его мама, тетя Наташа, три года утром и вечером стояла на коленях, молилась – лишь бы живой. А когда поняла, что сын не вернется, перестала верить в Бога.
Помню, Пасха, а она стирает. Я ей: «Нельзя же». Она и говорит: «Нет Бога, раз меня не услышал». Жили мы тогда в Новоильиновке.
Потом, с возрастом, тетя Наташа со вторым мужем уехала в Кушмурун к племяннице. Скорее всего, там они и похоронены. Хорошая была семья, совестливая.
Мишу мама вспоминала каждый день. Гордилась, что он стал летчиком. На фото он – копия мамы. Напишите о них. Вот и родня его фронтового друга вспоминает нашего парня добрым словом. Давайте и мы, земляки, вспомним эту семью. Хорошие они были, Радченко».
Старшему лейтенанту Михаилу Радченко было всего 25 лет, когда он погиб. Это произошло в Эстонии – вместе со своим командиром герой выполнял боевое задание на штурмовике Ил-2. Причем могила командира в Эстонии есть, а Михаил не увековечен до сих пор. И будет ли с учетом сегодняшней ситуации – большой вопрос…
Следы жены и ребенка героя также потеряны, хотя известно, что документы на получение пенсии по гибели кормильца семья получила в Кустанае.

Горько сознавать…
Рассказывая историю экипажа СБ-2, я не могу, просто не имею права скрыть тот факт, что уже установлено имя убийцы героев. Самолет, в котором летели Николай Нестеров, Иван Конопельцев и Трофим Тарабанько, сбил летчик-ас «Люфтваффе» Хартманн Грассер на «Мессершмитте BF-109». Это выяснил мой товарищ, поисковик из Новомосковска Александр Яковлев, изучивший десятки немецких документов.
К концу войны Грассер имел на счету 103 воздушных «победы», из которых 83 – на западном фронте. Этот серийный убийца выжил и спокойно закончил карьеру в Сирии, став миротворцем. Заработанных денег ему с лихвой хватило на организацию бизнеса в Австрии. Горько сознавать, что сейчас его потомки наверняка гордятся заслугами деда, сделавшего несчастными сотни русских семей…

Любите Родину!
Завершая свой рассказ, хочу обратиться к молодому поколению. Пожалуйста, любите свою Родину. Помните о тех мальчишках и девчонках, мужчинах и женщинах, которые отдали жизнь за нее, за вас. Они любили, их любили. Им было больно и страшно, но они сделали все, чтобы защитить мир от нацизма. Они отдали все, что у них было, чтобы вы просто родились. Помните об этой жертве, чтите ее.
Я убежден, что любовь к Родине начинается с истории семьи, вашей семьи. Вы пользуетесь интернетом – займитесь поиском информации о своих героях. Это намного интереснее квестов и игрушек. Вы можете узнать не только о боевом пути и подвиге ваших дедов, но и выяснить историю предков вплоть до Петровских времен из церковных метрик, ревизских сказок. Не поленитесь, сделайте это – и вы поймете, что такие герои, как Михаил Радченко, Николай Нестеров, Иван Конопельцев и Трофим Тарабанько, есть в семье и у вас!

22 Июля 2024 00:00
loading...
Национальный центр Россия

См. также