Жительница Гладкого Галина Котова рассказала историю своей семьи, пережившей ужасы фашистской оккупации

- Совсем скоро мы будем отмечать 79-ю годовщину Великой Победы, - говорит жительница Гладкого Галина Котова. – Накануне этого великого праздника я хочу рассказать историю своей семьи, пережившей все ужасы фашистской оккупации…

Мои родные жили в деревне 1-е Бараново Высокинского сельского поселения. Папа, Николай Васильевич Красов, был учителем, мама, Клавдия Васильевна, работала в колхозе.
Когда началась война, отца забрали на фронт. Мама осталась с тремя детьми. Она говорила, что когда немцы вошли в нашу деревню, то первым делом сожгли школу, а потом отправились по домам, становиться на постой. К нам в дом поселился комендант – уж очень ему понравились комнаты.
Полицаи начали наводить свои порядки. Несколько семей оккупанты ночью увезли неизвестно куда. Назначили старосту из барановских мужиков. Он не был злым, беды людям не делал, но его все равно потом, после войны, посадили за сотрудничество с немцами.

Мама говорила, что какое-то время в лесу у 2-го Бараново прятались партизаны. Я хорошо запомнила историю гибели одного из этих героев, парня по имени Алексей. Как-то ночью он тайком пробрался домой, за теплыми вещами (была зима). В это время во двор зашли полицаи – они искали партизан. Родственники Алексея увидели фашистов в окно и спрятали парня. Но это не помогло – партизана заметили. Мужчину, попытавшегося задержать бросившихся за Алексеем немцев, застрелили, а самого партизана оккупанты настигли в деревне Тросное. Парня повесили. Долго тело Алексея висело для устрашения, пока жители ночью его не сняли да не похоронили.
За помощь партизанам фашисты разобрали дома жителей 2-го Бараново на блиндажи, а их самих под конвоем погнали через 1-е Бараново. Тех, кто отставал, расстреливали. Тела бросали в колодец (после войны его засыпали). Партизанам, среди которых было немало барановцев, пришлось уйти из местных лесов. 
В начале 1943-го немцы угнали нашу семью под Орел, в какую-то деревню. Поселили в разных местах, отдельно от бабушки и старшего брата. Я маленькая была, но помню, как пришла к ним и нашла чугунок с кашей. Половину съела – так вкусно было! Откуда взялся тот чугунок, что мы еще ели и кто нас кормил, не знаю. Еще помню свою первую новогоднюю елку (ее установили немцы в одном из домов). Какая же она была красивая! Нас, ребятишек, прогнали оттуда, но эта елочка, первая в моей жизни, по сей день стоит перед глазами.

Сколько мы жили под Орлом – не знаю. Помню только, как пытались сбежать оттуда во время очередной бомбежки. В тот день мама и бабушка похватали нас, детей, и спрятались в овраг. Там наткнулись на советских разведчиков. Они спросили у мамы про немцев, она рассказала, что слышала и видела.
Посовещавшись, разведчики взяли нас с собой. Окольными путями привели в дальнюю деревню и спрятали в подвал – там уже сидели люди. Они сказали нам: «Не выходите, может начаться обстрел». И точно! Под утро все загремело. Сколько времени продолжался этот ужас, не знаю, но пришел час, когда наступила тишина. Мы долго боялись выглянуть. Девушка из 1-го Бараново (ее звали Лида) открыла дверь, и ее убило. 

После этого мы еще долго не решались выйти. Потом все же выбрались из подвала, когда услышали русскую речь – в деревню вновь вернулись советские солдаты. Значит, все кончилось – мы в безопасности.

Несколько дней спустя моей семье удалось добраться до родного 1-го Бараново. Наш дом уцелел, но там уже жили другие люди, тоже пришедшие из оккупации. Что делать? Стали жить вместе. Колхоз нам выписал еды, сколько мог, но этого было мало – братья ходили побираться, а мы, девочки, пекли «хлеб» из семян лебеды и конского щавеля...

В 1945 году, после Победы, жить стало сытнее. С фронта вернулся раненый отец. Грудь в орденах и медалях, младший сержант. Хороший человек был, грамотный. Его люди ценили. С мамой они прожили всю жизнь, воспитали пятерых детей (двое родились уже после войны).
Сейчас я часто вспоминаю моих папу и маму, бабушку, сестер и братьев. Их и ту войну. Она же, проклятая, не закончилась для барановцев в 1945-м. Много лет потом ребятишки, да и взрослые, находили возле нашего села неразорвавшиеся мины, снаряды. Гибли от этих находок. Один случай произошел у меня на глазах – тогда умерли двое моих друзей. 
Да, война… Сколько тогда люди выстрадали, выплакали. Низкий поклон и здоровья вам, земляки, пережившие то страшное время. Вечная память героям, сложившим свои головы за Победу!
 

24 Апреля 2024 00:00
loading...

См. также

Новости ВРФ